воскресенье, 4 марта 2012 г.

XXI.век- Время когда поиск истины привратилса в науку !!!

Древний народ Шумеры Происхождение
IV-часть.
Колыбель цивилизации.Так называют Месопотамию,равнинную
территорию,расположенную между средней частью и устьем рек
Тигр и Евфрат.Именно здесь,в низовьях Евфрата, приблизительно
пять с половиной тысяч лет назад, появился таинственный народ
шумеры. Загадка их происхождения не выяснена учеными до сих
пор. Они возникли, словно из ниоткуда. Шумерские письмена говорят
о гористом острове в море и морском пути, приведшем их в низовья
Евфрата. Этот остров они называют не только своей родиной, но
и местом зарождения человеческой цивилизации.Но где находится
этот мистический остров? Известно лишь,что появились они уже как
вполне сложившаяся общность, со своим языком, культурой,
письменностью.Язык шумеров уникален. Он не имеет анналогов,
общих корней ни с одним из древних и современных языков. Попытки
ученых подобрать им «родню» до сих пор не увенчались
успехом. «Черноголовые»- называли себя шумеры, подчеркивая
отличие от коренных обитателей земель Месопотамии.Древнейшие
племена, населявшие эти земли, занимались преимущественно
скотоводством. Обработка земли затруднялась жарким и сухим
климатом, бурными и абсолютно непредсказуемыми разливами рек.
Поэтому земледелие находилось в зачаточном состоянии.И только
приход шумеров дает ему мощный толчок. Они начинают орошать
земли и строить ирригационные сооружения. Земли Месопотамии
полностью лишены лесов, камня, полезных ископаемых, и шумеры
эффективно используют то, что есть в изобилии – глину и кирпич.
Они строят дома из глиняных кирпичей, покрывая их тростником,
возводят храмы и общественные сооружения. Из глины они делают
посуду и другую утварь; многочисленные глиняные таблички,
применяемые для письма и нанесения изображений. Шумеры
создали форму письменности – клинопись. С приходом шумеров
начинается оживленная торговля. Появляются сухопутные и морские
торговые пути. Именно шумерам приписывают строительство
первых кораблей.

 Городские поселения шумеров. 




 
Исторически сложилось так, что шумерские поселения не были
 объединены в единое государство. Существовало несколько десятков
 областей, отделенных друг от друга реками и болотами. Центром
каждой области становится могущественный и богатый город,
выросший вокруг храма местного божества. Город представляет
собой самостоятельное государство со своим правителем, войском,
 судом.Шумерские города государства сыграли колоссальную роль в
истории цивилизации, оставили после себя ценнейшие исторические
 источники. Города Эриду и Ур, на юго-западе Двуречья, севернее
располагались Ларса, Лагаш и его постоянный соперник город Умм.
 Урук и Ниппур были расположены на берегах Евфрата. Город
считается достоянием божества, олицетворением которого на
Земле является верховный жрец, «энси», «эн». Он и был наделен
 самой высшей властью, административной и политической.
Власть жрецов в городе была очень сильна. Они вели хозяйство,
руководили строительством ирригационных сооружений, собирали
налоги с соседних поселений и раздавали пищу в неурожайные годы.
Бог в шумерской религии имел человеческий облик. В обязанность
жрецов входил тщательный уход за его земным воплощением
деревянной статуей, украшенной драгоценными камнями, которая
располагалась в центре храма.
Фигуры божества обязательно были в каждом доме шумеров.
Оборона города была возложена на руководителя ополчения «лугаля».
Но его власть несравнима с властью жрецов. Наряду с традиционным
 земледелием в городах развиваются ремесла: обжиг кирпича, в
зачаточном состоянии появляется металлургическое производство,
 осваиваются новые способы обработки металлов, из которых
изготавливаются предметы обихода и оружие.
 Постоянные разрушительные и кровопролитные войны, которые
вели независимые города-государства ослабляли шумерскую культуру.
Ни один из шумерских городов не был настолько силен, чтобы создать
 под своей властью единое шумерское государство.
Это удалось сделать правителю аккадцев Саргону. Племя аккадцев
 занимало северные районы Междуречья. Шумерские города вошли в
состав Шумеро-Аккадского царства. Тогда же начинается с мешение
шумеров с другими народами, населявшими Междуречье. Но влияние
 богатой и самобытной культуры шумеров ощущается на всей территории
 Месопотамии в течение многих веков. Вавилон - «ворота богов».
В начале 2 тыс. до н.э. территория шумеров попадает под власть
 Аморейского царства. Им  правит в это время крупнейший политик
древности – царь Хаммурапи. Столицей государства становится Вавилон,
один из самых красивых и загадочных городов Древнего мира.Он просуществовал
вплоть до 539 г. до н. э., когда был завоеван практически без сопротивления
иранским царем. В культуре, обрядах, науке Вавилона ощущается сильное влияние шумеров, именно от этого таинственного и загадочного народа наследует
Вавилон свою мудрость. В библейском предании о Вавилонской башне
просматривается явная связь со ступенчатыми храмами – зиккуратами,
которые шумеры начали сооружать в конце третьего тыс. до нашей
эры. Они состояли из трех и семи ярусов. В Вавилоне находился самый
 высокий храм-зиккурат,Этеменанки, высотой 91 метр. По преданию
Вавилонская башня состоит именно из семи башен,водруженных одна
над другой и обвитых лестницей, ведущей в небеса. На верхней площадке
находился храм Мардука – верховного вавилонского божества. Храм был
выполнен из золота.
 «Оплот зла и порока», «гордыня человеческая» - такими эпитетами
 награждали это монументальное сооружение. Однако считается, что
 его конструкция – это отражение устройства Вселенной, о котором
 уже в то время знали шумерские жрецы. С шумерскими магическими
ритуалами связывают одну легенду о Вавилоне. Согласно ей, Александра
Македонского, который установил здесь свою власть после победоносного
 похода в Индию, стали мучить неведомые предчувствия. Однажды он
увидел на троне неизвестного человека, объявившего себя посланником
 Сераписа – египетского бога. Бог послал его к Александру с вестью свыше.
Македонский повелел казнить самозванца. Но зря грозный правитель не
 прислушался к предсказаниям, очень быстро он заболел и умер. Его смерть
приписывают колдовству, связанному с обрядом «подмены царя», издавна
 известному шумерским жрецам. Если жрецы, имеющие огромные познания
в астрологии, видели в будущем царя нехорошие предзнаменования, они
 переодевали и прятали его, а трон занимал тот, кому выпадала честь
умереть за правителя. Далее следовало ритуальное убийство принесенного
 в жертву. Царь благополучно возвращался на свой законный трон.
Мудрые шумерские жрецы предвидели  реакцию Александра Македонского.
 Казнь занявшего трон чужака вполне могла быть частью культового
обряда и повлечь за собой смерть Македонского. Шумерская цивилизация
как бы растворилась в тысячелетиях. Таинственным образом появившись,
 она также загадочно исчезла. Но ее культура, намного обогнавшая свое
время, обогатила человечество неоценимыми знаниями.
 

Хронология Шумера. Урукский период.




 В распоряжении современной науки нет способов и достаточного количества
надежных источников, для того чтобы точно воспроизвести хронологию
 развития шумерской цивилизации. Расшифрованные глиняные таблички,
относящиеся к ранним периодам Древнего Шумера, содержат лишь
экономические и хозяйственные сведения о количестве собранного урожая,
обмера полей, списки инструментов и другие. Записи, в которых появляются
имена правителей, построивших наиболее монументальные сооружения, а
так же имена богов, в честь которых они сооружались,датируются
приблизительно третьим тысячелетием в. до н.э..Есть разрозненные
сведения о политико-административном устройстве городов, военных
действиях и религиозной направленности, которые ученым удалось соединить
воедино. Итак, составим поступательный план развития жизнедеятельности
 шумерской цивилизации.
В начале третьего тысячелетия до н.э. плавный процесс развития Месопотамии
получает резкое ускорение. Все изменения в культурной и политической жизни
происходят стремительно,скачкообразно на протяжении очень короткого в
исторической ретроспективе временного промежутка. Основная отличительная
 черта этого периода,это бурное развитие городов как центров общественно-политической и культурной жизни. Этот период можно назвать периодом
расцвета шумерских городов -государств.(В истории он носит название урукского
 по имени одного из крупнейших городов - Урука).До урукского периода на
протяжении длительного времени шел процесс увеличения сферы деятельности
 храмов, росло число административных функций принадлежащих им. Все
это привело к расширению храмового аппарата управления настолько, что в раннеурукский период дворец правителя становится организацией параллельной
храму. Он владеет землями, ведет строительство ирригационных сооружений, занимается сбором налогов и содержит войско. В то же время начинается стремительный рост городов вокруг храмов.Сюда переселяются жители
близлежащих селений, которые начинают заниматься ремеслами.
Города привлекают священнослужителей всех рангов, и людей, связанных
с управлением.В этот период города превращаются в центры политической, административной и духовной жизни общества. Величайшим наследием
данного периода следует считать письменность, которая становится
мощным ускорителем процесса развития во всех сферах хозяйственной
и культурной жизни.
   В этот период у шумеров появляется цилиндрическая печать, назначение
которой служить средством удостоверения личности и собственности.
Массовое производство керамики становится возможным благодаря
 изобретению гончарного круга. На первоначальном этапе в шумерских городах формируется государственный уклад, носящий все признаки демократического
общества. Должность правителя города носит выборный характер. Правитель
имеет титул «Энси», жрец-строитель. Его обязанности сводятся к руководящей деятельности во время строительства храмов и иных сооружений, надзору за хозяйственной жизнью, сбору налогов, отправлению общественного культа.
Правители наиболее крупных городов или городских объединений носили почетный
 титул «лугаль»- господин, царь, но, фактически, функции его оставались те же.
 На протяжении всего раннеурукского периода в городах действуют совет
старейшин и выборное народное собрание. Они уполномочены избирать
и низвергать правителя, надзирать и контролировать его деятельность,
особенно в военных вопросах. В их ведении находилось управление общинным
имуществом и поддержание общественного порядка, а также судебные
 функции.
  Около 2600г. до нашей эры привычно-рациональный уклад жизни шумерских
городов претерпевает значительные изменения. На арене политической жизни появляется новая фигура, независимая от совета старейшие – лугаль-гегемон.
 Опираясь на свою личную дружину и своих приверженцев, он мог единолично
решать вопросы объявления войны и мира, мог завоевывать другие города,
 устанавливая, таким образом, свою власть выше власти совета старейшин,
 которые руководили лишь жизнью внутри города. Вознаграждение преданных сторонников и дружинников требовало значительных средств, прежде всего
 земель, и лугали-гегемоны добираются до храмов, в распоряжении которых
находятся основные земельные наделы. Они заставляют признать себя
одновременно и верховным жрецом и правителем, а общинных старейшин
заменяют зависимыми и преданными людьми. Появление правителя,
 наделенного функцией единоличной власти, становится переломным в ходе
 развития Месопотамии. Между династиями, царившими в городах,
государствах, разгораются разрушительные и кровопролитные войны за
 власть и могущество, которые разрушают и ослабляют богатые шумерские
города.

Продолжение следует.
Feniksas.